Суббота, 18.05.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 17 » Как обозначить ферзя. Макрук - тайские шахматы
10:42

Как обозначить ферзя. Макрук - тайские шахматы





как обозначить ферзя

Макрук - тайские шахматы

Макрук - тайская (таиландская) настольная игра, родственная шахматам. Очень похоже, что макрук происходит непосредственно от древней индийской игры чатуранга.

В Таиланде и Камбодже игра макрук более популярна, чем классические шахматы. Прямо на улицах Таиланда часто можно увидеть такое:

Игра макрук в Таиланде

Как играть в макрук - правила

Доска в тайских шахматах имеет те же размеры, что и в классических – квадрат 8 на 8 клеток. Однако, чаще всего я встречал не размеченную по темным и светлым полям доску, а только разлинованную на квадраты одного цвета.

Начальная расстановка фигур в макруке отличается от классических шахмат только двумя моментами:

  • ряд пешек находится на третьей линии от игрока, а не на второй (отсюда следствие – в правилах нет хода пешкой на 2 поля вперед и нет взятия на проходе)
  • белый король находится слева от ферзя, т.е. нет полной симметрии белых и черных фигур, как в классической игре шахматы

начальная расстановка фигур в игре макрук

Классические обозначения шахматных фигур использованы для понимания расстановки. Но вид фигур в макруке совсем другой (см. фотографию в конце статьи). Король, слон, ферзь и ладья имеют примерно одну форму, но разные размеры и пропорции (самая большая фигура - король, самая малая - ферзь).

Все фигуры, кроме пешки, имеют вертикальный объем. Пешка же похожа на обычную круглую шашку, одна сторона которой плоская, а другая – чуть выпуклая. Вначале пешка стоит выпуклой стороной вверх, а после превращения переворачивается, как это делается в сёги и шашках.

Начинают игру белые, что необычно для восточных настольных игр, где право первого хода чаще всего у черных.

Цель игры – поставить мат королю.

Ходы фигур в макруке

Король (khun - повелитель) ходит на любое соседнее поле, как и в обычных шахматах. В большинстве вариантов правил игры макрук, король первым ходом может сделать прыжок, как конь. Это такой своеобразный аналог рокировки.

Ферзь (met - семя, зерно) – одна из самых слабых фигур в тайских шахматах. Он ходит и рубит только на соседнее поле по диагонали.

Слон (khon - дворянин) имеет на один ход больше по сравнению с ферзем и может передвигаться на одну клетку по диагонали в любую сторону и по вертикали только прямо. Аналогичной фигурой является серебряный генерал в игре сёги.

Конь (maa - лошадь) и ладья (rua - лодка) ходят по тем же правилам, что и в классических шахматах. Конь – прыжками через клетку со сдвигом на соседнюю (буквой Г). Ладья - на любое число свободных полей по вертикали или горизонтали.

Пешка (bia - ракушка) ходит всегда вперед на одно поле, а бьет на соседнее поле вперед по диагонали вправо и влево. Превращение пешки происходит только в ферзя (bia-gai) и только на горизонтали, на которой стояли пешки противника в начале игры (3 и 6 горизонтали). После превращения пешка переворачивается.

Другие правила игры

Пат в макруке считается за ничью (хотя обычно в восточных вариантах шахмат пат считается за победу того, кто ходил последним).

В тайских шахматах есть странные правила "битвы без пешек" и "голого короля" с подсчетом ходов. Как правило, сами тайцы играют редко используют данные правила из-за их сложности.

Игра без пешек

Если у обеих сторон не осталось непревращенных пешек, то включается счетчик в 64 хода, в течение которых игра должна быть законченаходов, иначе объявляется ничья.

Считает ходы защищающаяся (слабая) сторона по своему усмотрению. Если вдруг защищающийся игрок посчитает, что у противника уже нет преимущества, то он может прекратить отсчет 64 ходов и попробовать играть на победу. Это странное правило связано с тем, что если защищающийся игрок, ведующий отсчет 64 ходов, вдруг поставит мат, то в игре будет засчитана лишь ничья.

Голый король

Когда у одной из сторон остается только голый король, его противник должен поставить мат в отведенное число ходов, равное количеству очков за комбинацию имеющихся фигур минус общее число фигур на доске (включая обоих королей).

Комбинации фигур дают следующие очки:

  • 2 ладьи и любые другие фигуры - 8 очков;
  • только 1 ладья и другие фигуры - 16 очков;
  • ладей нет, но есть 2 слона и другие фигуры - 22 очка;
  • ладей нет, но есть 1 слон и другие фигуры - 44 очка;
  • ладей и слонов нет, но есть 2 коня и другие фигуры - 32 очка;
  • ладей, слонов и коней нет - 64 очка.

Если голый король срубит одну из фигур, то начинается новый отсчет исходя из наличия других фигур. Этот момент правил трактуется не всегда одинаково в разных источниках.

Игра до первого шаха

Не очень распространенный вариант правил макрука – игра до первого шаха. Кто поставил шах, тот победил.

В конце статьи предлагаю следующую фотографию - тайский игрок показывал мне, как он виртуозно владеет конем:

Таиландские шахматы

Автор: Максим Наумов, GAMBITER.RU
Фотографии сделаны в Таиланде лично автором статьи

  • Дополнительно: правила игр


Источник: www.gambiter.ru
Просмотров: 3937 | Добавил: opelling | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz